• Главная
  • Профстандарт
  • Навигатор педагога
    • Диагностические материалы
    • Образовательные ресурсы
    • Инновационные проекты
    • Стратегические документы
    • Реализация ФГОС
  • Полезные ссылки
    • Информационно-образовательные ресурсы
    • Исследования качества образования
    • Издательства - учителю
  • Медиа ресурсы
  • Глоссарий

Глоссарий

Определения ключевых терминов профессионального стандарта

Воспитание

Воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника.

Воспитательная деятельность

Система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека.

Девиантное поведение

Отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально-психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально-психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др.).

Дифференцированное воспитание и обучение

Форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делении учебных групп, классов, коллективов на подгруппы по сходным свойствам и работе с ними природосообразными способами. Образовательные учреждения полноправны в разработке системы многоуровнего обучения и воспитания, построенной в соответствии с личностными особенностями детей. Дифференцироваться в педагогике может все: цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы работы с детьми. Дифференцированное обучение позволяет создавать гибкие по составу учебные группы, дрейф-группы, временные учебные образования и т.д. В конечном итоге идет технологическая дифференциация – по продолжительности времени изучения той или иной темы, по степени сложности и объему материла, по аргументам его доказательности и т.д. Различают внешнюю дифференциацию (деление на одноуровневые группы) и внутреннюю (вариативность методики обучения при сохранении разноуровневой группы). Дифференцированное обучение, при его широком использовании, становится педагогическим принципом обучения. Дифференцированное воспитание (через внеклассную работу и дополнительное образование осуществляется как внешняя дифференциация – создание групп (кружков, секций, объединений) по интересам, склонностям на основе добровольного желания самих детей.

Компетенция

Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним.

Компетентность

Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход

Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.

Мотивация

Совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива

Обучение

Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образовательный стандарт

Особые нормативные документы, устанавливающие обязательные минимальные требования к обучению и воспитанию. В Российской Федерации стандарты введены согласно Закону «Об образовании» (1992). Совокупности установленных государством норм по отношению к качеству образования и образовательной деятельности каждого из типов и видов действующих в государстве учебных заведений общего и/или профессионального образования.

Образовательная среда

Система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся

Педагогические измерения

Особая составная часть образовательной деятельности, сущность которой состоит в определении уровня соответствия результатов учебно-воспитательной работы установленным образовательным стандартам с помощью той или иной системы измерения

Педагогическое тестирование

Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Поликультурное образование

Система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности.

Педагогические технологии

Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели

Развивающие обучение

Направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р. о. были заложены Л. С. Выготским в 30-е гг. при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.

Социализация

От лат. socialis - общественный. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.

Толерантность

От лат. tolerantia – терпимость. Особенность поведения субъекта в процессе общения; терпимость человека к кому-либо или к чему-либо. В культурологии и социологии этот термин используется для обозначения понимания и уважения к другой культуре, к отличиям представителя другой культуры – этническим, национальным, расовым, религиозным, языковым. Т. может быть к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям. В коммуникации проявляется в выборе речевого поведения, коммуникативной стратегии, в речевом этикете.

Универсальные учебные действия (УУД)

Универсальные учебные действия – действия учащегося, овладение которыми «создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться»

Источники информации

  • Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.
  • Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  • Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 2-е перераб. и доп. – М., СПб, 2000.
  • Гамезо М.В., Степаносова А.В., Хализева Л.М. Словарь-справочник по педагогической психологии. - М.: Наука, 2001.
  • Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002.
  • Сайт http://www.grandars.ru/
  • Сайт "Все определения в словарях"
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. – С. 4
  • Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с. – C. 14
  • Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Электронный журнал Эйдос. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm4
  • Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-18
  • Гукемухов Е.Ю. Роль компетентностного подхода в повышении качества образования [Электронный ресурс] // ФГБНУ Ин-т стратегии развития образования РАО. Режим доступа: http://www.instrao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=154:confrolcompetpodhoda&catid=42:jaroslavlconfmater, дата обращения: 27.10.2015

Комментарии   

+1 # Любовь 26.10.2015 19:21
Интересный раздел. Буду использовать его в своей работе. "ИД Реальная Экономика"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Татьяна 27.10.2015 13:16
Спасибо! Очень не хватает в работе чётких определений некоторых терминов. Отдельная благодарность за "Профессиональный навигатор педагога"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Mattemord 21.08.2021 00:46
НВЗМК
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Minyaemord 08.07.2022 16:31
модульные металлоконструкции купить
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Minyaemord 09.07.2022 04:36
монтажник металлоконструкций спб
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Minyaemord 08.08.2022 14:18
ангары металлоконструкции чертежи
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Minyaemord 09.08.2022 01:46
монтаж металлоконструкций быстровозводимые здания
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Sergemord 27.06.2023 19:18
металлоконструкции россии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Sergemord 10.02.2024 13:25
производство эффект город павловский посад металлоконструкций
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # dedNeifeskadmig 21.12.2024 10:32
красавица балерина мод все разблокировано https://apk-smart.com/igry/dlya-devochek/554-krasavica-balerina-polnaja-versija.html красавица балерина мод все разблокировано

P.S Live ID: K89Io9blWX1UfZWv3ajv
P.S.S Программы и игры для Андроид телефона Программы и игры для Андроид телефона Программы и игры для Андроид телефона ab577c3
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Обновить список комментариев
RSS лента комментариев этой записи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отправить
Отменить
JComments

  • Главная
  • Профстандарт
  • Навигатор педагога
    • Диагностические материалы
    • Образовательные ресурсы
    • Инновационные проекты
    • Стратегические документы
    • Реализация ФГОС
  • Полезные ссылки
    • Информационно-образовательные ресурсы
    • Исследования качества образования
    • Издательства - учителю
  • Медиа ресурсы
  • Глоссарий